"Если ненавижу себя, то и детей". Как послеродовые депрессии заканчиваются трагедиями

Неопытная мама без поддержки близких — это "нарастающий снежный ком", уверена психотерапевт Елена Пестова

28 сентября 2023, 08:15, ИА Амител

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Жуткая трагедия, произошедшая в Барнауле, повергла в шок всю страну: 15 сентября молодая мать убила двух своих детей, а затем покончила с собой. К сожалению, подобные случаи происходят регулярно. Так, 19 сентября стало известно, что в Москве женщина задушила младенца. А в марте 2023-го 18-летняя жительница Новоалтайска утопила новорожденного сына.

Выяснить причины страшной барнаульской истории – задача следователей. Но в обществе после каждого подобного случая вспоминают об опасности послеродовой депрессии. Это расстройство действительно может закончиться трагично, считает врач-психотерапевт с 36-летним стажем, заведующая психотерапевтическим кабинетом АККПБ им. Эрдмана Елена Пестова. По ее словам, часто всему виной банальное безразличие родных.

О том, почему послеродовая депрессия может перерасти в страшный психоз, как распознать ее у близкого человека и куда обратиться за помощью, – в материале amic.ru.

"Большая радость и большое испытание"

– Елена Константиновна, после новостей о таких страшных трагедиях люди часто вспоминают о послеродовой депрессии. Действительно ли это такое опасное расстройство?

– На самом деле, это лишь один из видов депрессии, которых очень много.

Но послеродовая депрессия действительно представляет большую опасность. Беда в том, что с этим расстройством к нам попадают не так часто. Мамочки, у которых она развивается, долго остаются вне ведения и нашей поликлиники, и других специалистов.

А узнаем мы об этом, лишь когда случай уже запущен и у молодой матери развивается депрессивное расстройство. А там недалеко и до более тяжелого состояния. Вот это и делает послеродовую депрессию особенно опасной.

– Из-за чего возникает послеродовая депрессия? Ведь говорят, что материнство – это счастье.

– Конечно, рождение ребенка – это большая радость. Но также это и серьезное испытание для молодой мамы. Эта радость очень быстро может смениться большим стрессом. Причин несколько.

Например, так происходит, если у мамы или ребенка возникают послеродовые проблемы со здоровьем. Это огромная психоэмоциональная нагрузка. Если при этом нет никакой поддержки близких, девушка остается с проблемами наедине.

Плюс, материнство само по себе – большая ответственность, которая буквально "сваливается" на женщину. Близкие первое время могут помогать, но потом часто оставляют молодую маму один на один с ребенком. Вначале ей кажется, что она все может решить сама. Но потом наступает гормональная перестройка, которая чаще всего происходит не в пользу организма.

Начинается истощение: девушка плохо спит, постоянно просыпается, поднимается к ребенку. Отцов многие молодые мамы часто оберегают, поскольку те заняты зарабатыванием денег.

Чтобы не было осуждения близких, девушка все обязанности берет на себя. Старается оправдать статус хорошей матери-отличницы. Этот перфекционизм играет очень большую роль в развитии депрессии.Второй важный момент – неподготовленные мамы. Если девушка в силу разных причин инфантильна и неопытна, если они с мужем не проходили подготовительные курсы, это может сильно усугубить ситуацию.

Кроме того, есть генетическая предрасположенность к каким-то расстройствам, которая дает знать о себе в моменты стресса.

Все это приводит к декомпенсации, которую мы называем расстройством приспособительных реакций", или депрессивным состоянием.

Фото: pixabay.com

– Но ведь не все молодые мамы, как вы говорите, инфантильные.

– Конечно не все. Более зрелая, опытная и подготовленная девушка переживет этот период гораздо легче. Поэтому мы, психотерапевты, и говорим: девушек нужно основательно готовить к рождению детей.

Это может быть работа с психологом или посещение организованных подготовительных групп для мам.

– Как проявляется послеродовая депрессия?

– Расстройство развивается примерно в течение месяца после родов. Поначалу мамочка может вообще никак его не проявлять. Когда заканчивается выброс гормонов радости, которые вырабатываются во время родов, появляется тревожность.

Если это легкая форма депрессии, то мы говорим о сниженном настроении, тревоге, страхах, растерянности. Девушка боится, что она плохая мама и совсем не справляется со своими обязанностями. При этом она до последнего старается соответствовать образу хорошей мамы, еще сильнее истощая себя.

Все усугубляется, если она остается один на один с этими переживаниями. Когда нет поддержки от родственников, от мужа, у мамы возникает ощущение, что она вообще ни на что не годится.

"Мы же как-то воспитали, а она просто ленится"

– Вы сказали, что родственники оставляют молодую маму один на один с проблемами. Неужели это так часто происходит? И почему?

– К сожалению, мы с этим сталкиваемся. Что касается мужей, то они работают. А некоторые просто "забивают". Часто мужчина начинает избегать общества своей жены. После родов она становится эмоционально лабильной: плачет, рыдает, может устроить истерику.

Многие предпочитают спрятаться от этого на работе, в командировках, с друзьями или еще где-то.

Поскольку у женщины после родов снижается либидо, возможны и сексуальные проблемы. Далеко не все мужчины понимают, что какое-то время нужно потерпеть. Из-за этого, кстати, часто происходят ранние разводы. Рождение ребенка – большое испытание для брака.

Что касается родственников, они послеродовую депрессию часто списывают на лень и капризы. Звучит это примерно так: "Да она просто ничего делать не хочет. Мы же как-то воспитали в свое время, а она ленится".Представьте, у мамы и так тревога зашкаливает. А тут еще давление и осуждение.

Фото: pixabay.com

– А если молодая мама сама к себе никого не подпускает? Мол, отстаньте от меня, я сама со всем справлюсь.

– Если мамочка проявляет агрессию и раздражается, это, наоборот, дополнительный повод для беспокойства. Если она так говорит, это вовсе не значит, что нужно оставить ее совсем одну. Близкие в любом случае должны быть рядом и проявлять внимательность.

– Вы сами сказали, что девушек нужно готовить к появлению детей. Разве на стадии беременности этим никто не занимается?

– В этом направлении нам еще точно есть куда стремиться. Конечно, в женских консультациях есть психологи. Но многое зависит от личности специалиста: сможет ли он вовремя распознать тревожные сигналы и направить к нам в случае необходимости.

Первые признаки тревожности можно выявить еще в роддоме. Например, мамочка слишком часто подходит к малышу, постоянно прислушивается к нему. Такое почти неизбежно, если малыш рождается с какой-то патологией, сегодня это не редкость.

Таких тревожных мамочек, по-хорошему, обязательно нужно отправлять на консультацию. Но часто это все остается незамеченным. Оно и понятно: в условиях дефицита кадров опытные акушерки есть не везде.

Думаю, в этом вопросе не помешала бы дополнительная поддержка государства. Пока система устроена так, что мама или ее близкие должны сами сделать первый шаг за помощью. А у нас в обществе есть этот момент бескультурья: обращаться к психологу в крайнем случае или не обращаться вообще.

"Если я себя ненавижу, то и детей тоже"

– Я так понимаю, тревожность и перемены настроения – это лишь цветочки? Иначе откуда все эти жуткие истории, о которых регулярно сообщают СМИ.

– Начинается все с легкой формы. Конечно, мамочка может пережить этот период легко и безболезненно, если она была максимально готова к беременности. Есть еще много социальных факторов: помощь близких, хорошие опытные врачи в поликлинике, другие мамочки во дворе, с которыми можно поговорить.

Но если ничего этого нет, то это нарастающий снежный ком. Представьте, такие гормональные изменения, да еще и свалившаяся ответственность, с которой ты один на один. Тогда девушка уходит сначала в среднюю, а затем и в тяжелую депрессию.Она становится рассеянной, тревожной, почти не спит, все забывает. Возможно, даже срывается на родственников и на ребенка. Если близкие замечают подобное, это уже первый сигнал, чтобы обратиться к психологу.

Недавно читала о случае, когда девушка посадила детей купаться в ванну, а сама ушла неизвестно куда. Осознанно она это сделала или нет, непонятно. Но подобных историй сейчас очень много, поэтому об этом нужно говорить.

К сожалению, случаются и суициды. Здесь чаще есть предрасположенность: скорее всего, в роду были случаи тяжелой депрессии с трагическим исходом. О таком пациенты обычно не говорят, это выясняется лишь при активном расспросе. Как мы, психотерапевты, говорим: в родне "кто-то пробегал". Послеродовая депрессия может послужить спусковым крючком для этой предрасположенности.

Фото: pixabay.com

– Случаи, когда мамы убивают своих детей, по-настоящему шокируют. Это невозможно понять, как поднимается рука на собственного ребенка. Вы можете такое объяснить?

– Если отец детей постоянно уезжает и никого вокруг нет, мамочке не с кем поговорить и поделиться своими проблемами. Все эти невыраженные эмоции накапливаются, в том числе и усиливается ее депрессия. А бывает и еще хуже, когда муж кричит в ответ, унижает или обвиняет во всем ее саму.

Такие ситуации нередко заканчиваются тяжелой депрессией с чувством вины, отрицанием себя. Доходит и до трагедий.

Сначала мать во всем винит себя. А потом срабатывает психологический закон: "Если я себя ненавижу, то и своих детей тоже ненавижу".Конечно, это уже депрессивный психоз – крайняя степень нарушения психики. Помочь может лишь своевременное обращение за помощью, чтобы не доводить до такого.

Первый признак – плохой сон

– Как близким понять, что пора обращаться за помощью?

– В первые месяцы после родов желательно повышенное внимание мужа и родственников. Сигналом должны быть любые изменения в поведении мамочки.

Например, вы видите, что она поменялась внешне. Стала неаккуратной, неопрятной. Ни себя не моет, ни ребенка. Либо, наоборот, слишком часто моется сама и купает малыша. Постоянно тревожится за него, носит по больницам, везде лечит, записывает ко всем врачам подряд. Или расстройство внимания: она постоянно забывает, что куда положила.

Пожалуй, самый явный признак – нарушения сна. Если мама не спит по ночам, то психика, скорее всего, нарушена. Понятно, что ребенок не дает спать. Но мы в таком случае советуем обязательно спать днем: если заснул ребенок, ложитесь вместе с ним. Если сон не наладить, то и состояние психики продолжит ухудшаться.

Эти мелкие, так скажем, неадекватности, так же незаметно могут перерасти во что-то более серьезное.Самое главное, если близкие не заметят этих изменений, то не заметит никто.

Фото: pixabay.com

– А как убедить молодую маму, что нужно обратиться к психологу или психотерапевту?

– Тут лучше о другом подумать. Для мамочек самая большая проблема – оставить с кем-то ребенка, чтобы прийти на прием. Помогите ей с этим, а остальное мы, специалисты, возьмем на себя. Достаточно часа-двух, чтобы мы смогли принять девушку и оказать ей помощь.

– Какое лечение может помочь мамам с послеродовой депрессией?

– Каждый случай индивидуален, сначала в любом случае нужно провести консультацию. Если о нашей клинике говорить, то это целый комплекс инструментов. Конечно, это работа с психологом.

Главное, чтобы мамочка к нам пришла.В лечении здесь и антидепрессанты, и атипичные транквилизаторы. Без привыкания, чтобы не боялись. Даже есть препараты, подходящие кормящим мамам. Можно подбирать лечение. Есть фитотерапия, психологическая коррекция.

Физиолечение у нас есть, которое тоже воздействует на ресурсы человека. Он отдыхает и восстанавливается.

"Начните хотя бы со звонка"

– Куда обращаться близким, если заметили у молодой мамы признаки послеродовой депрессии?

– Вы можете обратиться в любой кризисный центр. Например, в нашем психотерапевтическом центре всегда готовы оказать помощь бесплатно. Мы с такими мамочками активно работаем. Принимаем даже с ребенком на руках, если не с кем его оставить.

Еще есть Краевой кризисный центр для женщин, где работают с такими проблемами. В некоторых поликлиниках города психологи и психотерапевты консультируют бесплатно, в рамках ОМС.

Самое главное – начать и обратиться хоть куда-нибудь. Это уже будет огромным шагом, чтобы избежать большой беды. Начните хотя бы со звонка. Существуют телефоны доверия. Можно позвонить в нашу поликлинику. Если в регистратуре занято, попробуйте позвонить на мой рабочий номер. Я, как руководитель, никому не отказываю в консультации.

Мы уже сориентируем, как молодой маме и ее близким действовать дальше.

Телефон психотерапевтического кабинета АККПБ им. Эрдмана – 8 (3852) 26-41-89;
телефон доверия Анонимной психологической кризисной службы – 8(3852) 668 – 688;
кризисная линия для женщин, служба экстренной психологической помощи по телефону – 8 (3852) 34−28−26;
телефон Елены Константиновны Пестовой – 8 (3852) 26-40-38.

Комментарии 16

Avatar Picture
Гость

10:23:00 28-09-2023

Вы о чем говорите??? Она была врачом-педиатром... От природы женщина в первую очередь рожает ребенка для себя... Не мужу , не родственникам, не государству за денежку, А ДЛЯ СЕБЯ!!!!

  4 Нравится Ответить

Avatar Picture
Иван

15:34:03 28-09-2023

Гость (10:23:00 28-09-2023) Вы о чем говорите??? Она была врачом-педиатром... От природы... Не соглашусь с вами, что рожает для себя и считаю этот тезис вообще вредительским и искажающим понятие, что такое быть родителем. Для себя можно хомяка завести, для души, чтоб не скучно было, и реализовать потребность о ком то заботится, т.к. он никогда не покинет территорию вашей квартиры и ни на что в мире не повлияет. Ребенка рожают не для себя, ребенок это будущая отдельная личность, будущий мужчина или женщина, которые в дальнейшем будут жить свою жизнь, отдельную от родителей, влиять на судьбы многих других людей. Рожая детей, мы создаем будущее поколение и именно от нас зависит, какое оно будет. Дети приходят к нам не надолго, в среднем лет на 18, а дальше их жизнь зависит от того, чему мы смогли их научить, как жить и выживать в этом мире. В этом плане есть хороший тест, на готовность к ребенку: если вы говорите себе - хочу ребенка, то лучше его не заводить, т.к. это желание импульсивное и не объективное, т.к. речь идет просто о "хотелке" здесь и сейчас, как с хомяком. Если вы говорите: я хочу стать родителем (мамой, папой), я знаю как воспитать человека, значит понимаете, с какой целью рожаете. А цель только одна - дать обществу полноценного, морально здорового нового человека. А для этого нужно пожертвовать собой, своим здоровьем, привычным образом жизни для того, что бы выполнить самую главную в жизни задачу - быть достойным ребенка родителем. И пока мы будем размножаться неосознанно, под давлением стереотипов, потому что все рожают, потому что часики тикают и т.д. мы будем иметь то, что имеем: брошенных, убитых и искалеченных физически и морально детей и в итоге больное общество в основной своей массе.

  10 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:25:08 28-09-2023

Ели муж изменил, бросил и т.д. То что ???? Сразу идти убивать детей??? Эти существа с влагалищем ... пеной запенят.

  -2 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:51:47 28-09-2023

Кажется, комментаторы выше не читали статью совсем.

  9 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

11:37:13 28-09-2023

Гость (10:51:47 28-09-2023) Кажется, комментаторы выше не читали статью совсем. ... Да, им самим помощь психиатра нужна, со здоровой психикой такое человек не когда не напишет.

  7 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гостья

11:41:47 28-09-2023

Через строчку эти «мамочка» и «девушка». Если родила ребенка - точно женщина, тут без вариантов. А эти уменьшительно-ласкательные формы, которые везде суют… Может, и хорошая статья, но читать невозможно.

  14 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:09:04 28-09-2023

Вас не поддерживают родственники и муж? Приходите к нам, выпишем вам транквилизаторы. Я бы не пошла после такой рекламы

  3 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:22:51 28-09-2023

Гость (12:09:04 28-09-2023) Вас не поддерживают родственники и муж? Приходите к нам, вып... А вы ожидаете, что вам там выпишут помощь мужа и родственников.

  5 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:11:04 28-09-2023

От природы женщина в первую очередь рожает ребенка для себя.----- так в этом и проблема, что некоторые так не думают! А потом памагите начинается или еще хуже...

  1 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:17:33 28-09-2023

Как же рожали раньше, без стиралок, памперсов, готовых смесей и питания, никто не задумался? Когда стирка в лучшем случае, в машине активаторного типа, с последующим полосканием в ванной вручную, и как правило, дважды в день (пеленки, ползуны и т.д), каши, которые варились из перемолотой крупы, и затем прикорм, который тоже вручную готовился, т.к. магазины не предлагали ничего для питания детей. А еще погулять обязательно, и приготовить всем остальным членам семьи, и постирать, и погладить, и.т.д, и все это совсем недавно, лет 35-40 назад. Вот уж реально никаких депрессий и психозов, просто некогда было, падаешь и спишь каждую возможную минуту.

  -7 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:50:56 28-09-2023

Гость (14:17:33 28-09-2023) Как же рожали раньше, без стиралок, памперсов, готовых смесе... из-за вас, бабок на лавке, даже у психически здорового человека возникает мысль придушить ВАС. А нездоровые убивают себя и детей. Для кого она там рожает? для себя, имея при этом мужа? да вы сбрендили совсем? вас, осуждающих и поучающих, родивших женщин надо изолировать. А мужиков суицидниц судить за оставление в опасности и неисполнение родительских обязанностей

  5 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

15:38:04 28-09-2023

Гость (14:50:56 28-09-2023) из-за вас, бабок на лавке, даже у психически здорового челов... У психически ЗДОРОВОГО человека такие мысли не возникают)))

  3 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

22:59:19 28-09-2023

Гость (14:17:33 28-09-2023) Как же рожали раньше, без стиралок, памперсов, готовых смесе... Всё это было, просто женщины и их окружение не понимало, что с ними происходит. Психика человека очень тонкая, была есть и будет. Просто сейчас этому состоянию придумали термин. Тогда были одни проблемы, сейчас другие. Но женщина в таком состоянии всегда была. Это химия. Не нужно так категорично это отрицать

  3 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

16:04:49 28-09-2023

Новомодную болезнь нашли - послеродовая депрессия. Не выплачивать им детские (начиная с ранней постановки на учет по беременности , декрету, до 1,5 или 3х до скольки там платят, самое главное - материнский капитал). Сразу вкус к жизни проснется. И любовь к ребенку. Потому что весь этот капитал он ей дал ,а не она ему.

  -9 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

17:03:56 28-09-2023

Не соглашусь с вами, что рожает для себя и считаю этот тезис вообще вредительским и искажающим понятие, что такое быть родителем. Для себя можно хомяка завести, для души, чтоб не скучно было, и реализовать потребность о ком то заботится, т.к. он никогда не покинет территорию вашей квартиры и ни на что в мире не повлияет. Ребенка рожают не для себя, ребенок это будущая отдельная личность, будущий мужчина или женщина, которые в дальнейшем будут жить свою жизнь, отдельную от родителей, влиять на судьбы многих других людей. ======Возможно, я как то на эмоциях написала, "что ДЛЯ СЕБЯ",,, У меня просто от таких новостей волосы дыбом.... Какая причина и какое событие может толкнуть мать на детоубийство. ??? Меня саму муж бросил с грудным на руках.... Да были сопли-слезы, и т.д. (не значительный промежуток времени)...А потом быстро пришло понимание, что маленькие глазенки, смотрящие на меня - это золото и самое ценное!!!! И очень благодарна своему бывшему мужу, что ушел. Жизнь расставила все и всех на свои места. Цитата из Вашего сообщения: ........пожертвовать собой, своим здоровьем, привычным образом жизни для того, что бы выполнить самую главную в жизни задачу - быть достойным ребенка родителем. (прямо в точку).

  2 Нравится Ответить

Avatar Picture
Иван

12:36:13 29-09-2023

Гость (17:03:56 28-09-2023) Не соглашусь с вами, что рожает для себя и считаю этот тезис... Мне очень жаль, что ваш мудчина бросил своего ребенка. Мне жаль, что у нас такая тенденция, что мудчины инфантильные и безответственные, и при этом размножаются, как тараканы. И мне жаль, что женщины так не ценят себя и держаться за любые штаны, лишь бы под себя не ходил и рожают, в большинстве своем, что бы удержать мужика, а не быть достойным родителем новому человеку. Как это все изменить, я не знаю...но мою дочь не травлю этими идеями, что надо срочно замуж и рожать. Наверное потому, что я папа)

  2 Нравится Ответить

Новости партнеров